Помоги Алине!!!
 Каталог статей
Главная » Статьи » Здоровье

Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП
 

Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП

Г.В.Дремова, П.Л.Соколов, В.И.Столяров

Предисловие

Иппотерапия - лечебная гимнастика на лошади ("hippos" - по-гречески "лошадь") - давно известная эффективная терапевтическая помощь для больных с различными заболеваниями [Rommel, 1978].

Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 50-х годов в ФРГ, странах Скандинавии, а затем Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польши и Франции.

В 60-х годах, как отмечает Kuprian [1986], доктор Reichenbach М. в основанной им больнице в горной деревне Бинкейройт (ФРГ) занимался лечением своих пациентов, используя верховую езду на лошади. Это называлось им "верховая езда как терапия".

В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевти-ческая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на такое внимание специалистов к иппотерапии до сих пор не решен ряд важных вопросов ее практического использования в работе с инвалидами, особенно инвалидами вследствие ДЦП. Данная работа и посвящена анализу этих вопросов, важнейшими среди которых являются:

  • место иппотерапии в системе средств лечебного, оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате;
  • методика ее комплексного использования в сочетании с другими средствами;
  • пути закрепления положительных сдвигов в реабилитации, достигнутых на основе иппотерапии;
  • научные методы и тесты, позволяющие определить степень воздействия иппотерапии на физическое и психическое состояние инвалидов, а также лечебно-оздоровительный, реабилитационный и интеграционный эффект воздействия на них иппотерапии.

Все эти вопросы анализируются применительно к инвалидам вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). За последние годы эта патология вышла на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы в детском возрасте во всех странах мира и является одним из инвалидизирующих заболеваний детского возраста.

В России удельный вес детей с ДЦП составляет в 90-х годах 46,3% от всей другой патологии. В целом же заболеваемость церебральным параличом возросла на 0,17 на 1000 человек и составляет 1,88 на 1000 детей [см. Никитина, 1977; Сологубов, 1992].

Как известно, ДЦП - полиэтиологическое заболевание, которое чаще всего начинается внутриутробно и более чем в 60% случаев продолжает развиваться в первые годы жизни ребенка.

По литературным данным, в настоящее время насчитывается до 400 факторов, способных нарушить ход нормального внутриутробного развития. В их числе отмечаются: ранний и поздний токсикозы беременных, несовместимость крови по системе АВ0 и резус-фактору, хроническая гипоксия плода и асфиксия в родах, внутриутробное инфицирование плода, нейроинфекции, неблагоприятные экологические факторы и др.

Клиническая картина двигательных, психических и речевых расстройств настолько разнообразна, что до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная Семеновой [1976, 1984]. Согласно этой классификации, выделяются следующие формы данного эаболевания:

1. Двойная гемиплегия - в основе клиники имеет тетрапарез, причем, либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние конечности. Инвалиды с этой формой ДЦП в связи с их полной некурабельностью подлежат помещению в интернат системы социального обеспечения.

2. Спастическая диплегия - страдают свыше 50% инвалидов ДЦП. При данной форме заболевания поражение нижних конечностей более выражено, чем поражение верхних конечностей. Двигательные нарушения у инвалидов со спастической диплегией вызваны тем, что сначала развиваются патологические синергии в мышцах верхних и нижних конечностей, затем на их основе формируются патологические установки (чаще сгибательные), а позже контрактуры. При данной форме часто наблюдаются различные формы дизартрий, задержка психического развития, зачастую с выходом в олигофрению.

3. Гиперкинетическая форма наблюдается у 20-25% всех инвалидов с указанной патологией и характеризуется наличием насильственных движений, разнообразных по виду: наиболее часто встречаются двойной атетоз, хореоатетоз, хореический гиперкинез.

4. Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича в отличие от других форм характеризуется сочетанием патологических тонических рефлексов с низким тонусом мышц и расстройством координации.

5. Гемипаретическая форма предполагает нарушение функций одноименных конечностей.

В последние 2-3 десятилетия очень тяжелые формы ДЦП стали встречаться значительно реже. Так, двойная гемиплегия наблюдается лишь в 12-15% случаев от общего числа этих больных, в то время как в конце 50-х годов эта форма ДЦП отмечалась значительно чаще (в 20-25% случаев).

Несмотря на разнообразие развития и клинических форм ДЦП, общим для этого заболевания является аномальное распределение мышечного тонуса и нарушение координации движений. Развитие аномалий строения и функции центральной нервной системы на ранних этапах развития ребенка приводит к формированию в последующем стойкого двигательного дефицита вследствие нарушения естественной динамики становления как двигательных, так и высших корковых функций.

Одним из факторов, оказывающих воздействие на формирование двигательных расстройств при детском церебральном параличе, является патология афферентной импульсации. В норме любое произвольное движение представляет собой замкнутый рефлекторный акт, во время которого поток центробежных импульсов, иннервирующих участвующие в движении мышцы, сочетается с непрерывным потоком импульсов, идущих от проприорецепторов к различным отделам мозга. Эта непрерывная проприоцептивная информация необходима для осуществления любого целенаправленного движения, так как с ее помощью производится коррекция точности, быстроты, силы и других факторов, характеризующих движение. Приток постоянных импульсов от глубоких мышечных рецепторов имеется и в состоянии покоя. Благодаря им соответствующие структуры получают информацию о положении тела в пространстве, регулируют постуральный тонус, антигравитационное напряжение мышц. В условиях патологии, при поражении высших отделов двигательного анализатора, непрерывный поток проприоцептивной импульсации вызывает нарушение тонуса мышц, особенно мышц-разгибателей, участвует в формировании спастичности и гиперкинезов [Журавлев, Перхурова, Семенова, Витензон, 1986; Исанова, 1993; Левченкова, 1982; Kabat, Knott, 1953].

По данным большинства авторов, занимавшихся изучением ДЦП, расстройства интеллекта встречаются у данной группы инвалидов достаточно часто [см. Ваганов, Боровик, Бондарь, 1994; Добровольская, 1991; Левченко, 1991; Семенова, 1984; Bowiey, Gardner, 1980].

Клиническая картина интеллектуальных расстройств у инвалидов ДЦП дополняется особенностями характерологического развития личности. Так, например, в подростковом возрасте нередко формируются затяжные реактивные состояния, связанные с переживаниями из-за своего физического дефекта. Эти реактивные состояния проявляются в негативизме (отказ от процедур и т.п.) или в депрессии [Калижнюк, Шевченко, 1985; Кириченко, Калижнюк, 1983; Психологические исследования..., 1989].

Течение ДЦП при всех его формах подразделяется на раннюю, начальную резидуальную и позднюю резидуальную стадии.

Поздняя резидуальная стадия считается самой тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций. На этой стадии деформации конечностей обычно стойкие, фиксированные, связанные с вторичными изменениями в суставных сумках и потерей сухожилиями эластичности. Лечебная физкультура, физиотерапевтические и ортопедические мероприятия часто оказываются недостаточно эффективными.

Сложность и в большинстве случаев недостаточная эффективность мероприятий по реабилитации инвалидов в поздней резидуальной стадии ДЦП обусловливают необходимость поиска новых форм коррекционной работы с данной группой инвалидов [Бада-лян, Журба, Тимонина, 1988; Камалов, Афанасенко, 1983; Манович, Жуховицкий, Дементьева, 1969; Меженина, 1966; Цукер, 1970; Эйдинова, 1969; Bobath K., Bobath B., 1956; Bosch, 1972; Haskell, Barrett, Taylor, 1977].

С точки зрения жизненной ситуации для инвалидов с ДЦП характерны отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением, которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта.

Для этих лиц крайне затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи. Даже работающие (и не являющиеся надомниками) инвалиды практически не участвуют в жизни общества, часто испытывают по отношению к себе настороженное, а то и недоброжелательное отношение со стороны администрации и здоровых коллег.

К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у инвалидов с ДЦП относятся эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, невысокая мотивация к самостоятельной деятельности, тем более - направленной на коррекцию собственного болезненного состояния, невысокий адаптивный потенциал.

Частично эти черты являются составляющими элементами психоорганического синдрома, частично - следствием гиперопеки больного ребенка в социально благополучной семье [Мамайчук, Чавес, 1991; Мартынов, 1992, 1993]. По мнению Семеновой [1976, 1984], у ряда пациентов, с раннего возраста находящихся в домах ребенка и специализированных интернатах, развитие такого рода расстройств связано с психической депривацией, а сложившаяся социальная ситуация обусловливает указанные особенности личности инвалидов с ДЦП.

Трудности, с которыми сталкиваются инвалиды вследствие ДЦП, настолько серьезны, что для многих становятся непреодолимыми на пути их социальной адаптации. Эти лица постепенно теряют надежду устроиться на работу, уходят в себя, чувствуют свою ненужность и требуют повышения группы инвалидности.

Громадную опасность в этой ситуации представляет пессимистический взгляд на возможности инвалидов с ДЦП, который прочно укоренился в сознании многих медицинских и социальных работников.

Особенно тяжелой и малоперспективной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций считается поздняя резидуальная стадия ДЦП [Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Добровольская, 1991; Исанова, 1993; Семенова, Махмудова, 1979].

Более прогрессивной нам представляется точка зрения тех реабилитологов, которые считают, что "... неспособность пациента достичь соответствующих целей - это поражение не пациента, а персонала, который не создал технику и программу, соответствующую возможностям пациента" [Тardieu, 1968]. Даже инвалиды, имеющие тяжелую степень двигательных нарушений, при создании определенных условий могут найти применение своим ограниченным возможностям.

Ведущие зарубежные реабилитологи, рассматривая ДЦП не только как болезнь, но и как совокупность обстоятельств, в которых вынужден жить человек, считают, что важно предложить ему такие виды помощи, которые позволили бы ему приспособиться к этим обстоятельствам и жить максимально полноценной жизнью, наблюдая за состоянием пациента до достижения им возможного уровня реабилитации.

В настоящее время для лечебного, оздоровительного и социально-педагогического коррекционного воздействия на инвалидов с ДЦП используется комплекс разнообразных средств и методов. Какое место среди них может и должна занимать иппотерапия?

1. Место иппотерапии в системе средств
лечебно-оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов c ДЦП

Лечение инвалидов с ДЦП, как отмечают специалисты, должно быть комплексным, включать мероприятия по расширению двигательных, речевых и психических возможностей, с использованием всех имеющихся реабилитационных средств [см. Бадалян, Журба, Тимонина, 198 8; Бодажков, Чабан, 1990; Верхало, 1990; Восстановительное лечение детей..., 1991; Гавриков, Северина, 1988; Герцен, Лобенко, 1991; Грандо, Дмитриева, 1980; Гончарова, 1982; Кассирский, Воробьев, 1988; Костадинов, Краев, 1987; Курбанова, Барская,1989; Мартынов, 1992, 1993; Мольская, 1991; Полунин, 1991; Сахно, Осипова, 1993; Сермеев, Ефименко, 1990; Cotton, 1970; Cotton, Parnwell, 1967].

Средствами реабилитации инвалидов вследствие ДЦП являются методы социально-восстановительного действия, психологической коррекции, физической реабилитации (ЛФК, массаж, рефлексотерапия, светолечение, электролечение, вибротерапия, магнитотерапия, теплолечение, водолечение), и профессиональная ориентация. Методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и рефлексотерапии применяются на всех этапах реабилитационного лечения с учетом тяжести функциональных нарушений и общих противопоказаний к этим методам лечения.

Лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детским церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата [Мошков, 1982]. Высокая эффективность лечебной гимнастики при церебральных параличах отмечена в ряде работ [см. напр. Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Бодажков, Чабан, 1990; Бортфельд, Рогачева, 1986; Гончарова, 1982; Желенкова, 1989; Исанова, 1993; Каптелин, 1986; Лечебная физкультура..., 1995; Манович, Жуховицкий, Дементьева., 1969; Меженина, 1966; Мирзоева, Бортфельд, Городецкая, Данилова, 1972; Физиотерапия, 1986; Bowiey, Gardner, 1980; Carrington, 1971; Haskell, Barrett, Taylor, 1977].

В настоящее время для реабилитации лиц с ДЦП используют различные методики лечебной физкультуры.

Семенова [1976] предлагает методику ЛФК для детей первых двух лет жизни и старше, но с тяжелыми формами заболевания. Методика основана на знании закономерностей двигательного развития здорового ребенка и механизмов формирования двигательной патологии у детей с церебральным параличом.

Штеренгерц [1986] разработал методику ЛФК для детей школьного возраста, в которой с учетом анатомо-физиологических механизмов детского организма при проведении занятий и обучению трудовым навыкам особое внимание уделяется эмоциональному фону.

Бортфельд и Рогачева [1986] рекомендуют сочетать лечебную гимнастику с педагогическими мероприятиями.

Согласно методике, предложенной Bobath K. и Bobath B. [1956], прежде чем обучать инвалида нормальному движению, необходимо изменить патологический двигательный стереотип. Основным приемом является укладка парализованного ребенка в позу "эмбриона".

Для инвалидов, страдающих атонической формой ДЦП, примененяется методика Kabat [1953], которая ставит целью выработку движений с помощью определенных приемов активизации мотонейронов спинного мозга, осуществляющих сокращение мыщц. При этом инвалидам с сохраненным нормальным уровнем психического развития рекомендуется вначале выполнять движения мысленно.

Для лиц с ограниченными двигательными возможностями, с которыми во время занятий не удается установить контакт, а также для инвалидов с задержкой психомоторного развития рекомендуется методика Vojta [1981].

Для устранения контрактур нижних конечностей у инвалидов ДЦП Умханов (1985) предлагает использовать компрессионно-дистракционные аппараты. При этом, по его мнению, происходит подавление высокой рефлекторной активности мотонейронов, иннервирующих спастичные мышцы и увеличивается объем движений в суставах.

Общими и обязательными принципами для всех упомянутых методик являются: 1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, 2) строгая индивидуализация упражнений ЛФК, 3) применение средств и форм ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом и психическим развитием лиц с ограниченными возможностями, 4) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

В поздней резидуальной стадии ДЦП основная цель ЛФК - нормализация двигательной деятельности инвалида путем воспитания установочных и подавления тонических мышечных рефлексов [см. Бадалян, Журба, Тимонина, 1988; Бортфельд, Рогачева, 1986; Семенова, 1976; Семенова, Штеренгерц, Польской, 1986; Eason, Smith, Caron, 1984]. Частными задачами, по мнению таких авторов, как Бортфельд и Рогачева [1986], Витензон, Бравичев, Журавлев [1974], Семенова с соавторами [1986], Штеренгерц [1986] и др., является улучшение подвижности в суставах, стабилизация опороспособности, повышение работоспособности организма, обучение правильному дыханию, восстановление двигательной активности, воспитание схемы тела (позы) и осанки, тренировка системы равновесия, улучшение координации движений. При этом, как отмечает Тardieu [1968], следует иметь в виду, что "больной с двигательными расстройствами церебрального происхождения не только не может действовать, но он никогда не знает, как действовать".

Каптелин [1986] указывает на эффективность гидрокинезотерапии - лечебной гимнастики в воде.

Часто несмотря на все принимаемые меры у инвалидов ДЦП формируется тугоподвижность в суставах, переходящая в контрактуры. В этом случае бывает целесообразно лечение гипсовыми повязками, ношение ортопедической обуви, при необходимости назначаются ортопедические устройства, которые позволяют многим инвалидам принять вертикальную позу и самостоятельно передвигаться [Андрианов, Затекин, Козюков, 1991; Восстановительное лечение..., 1991; Герцен, Лобенко, 1991; Каптелин, 1986; Курбанова, Барская, 1989; Blum, 1993].

Ортопедические устройства для лиц с ограниченными двигательными возможностями применяются на различных этапах реабилитации, а также после завершения восстановительного лечения. Эти устройства способствуют сохранению правильной исходной позы при стоянии и ходьбе, создают условия для уменьшения спастичности и улучшения функции ослабленных мышц, способствуют нормализации движений в суставах конечностей и функций мышц при ходьбе и стоянии [см. Витензон, Бравичев, Журавлев, 1974; Семенова, Махмудова, 1979].

Для получения благоприятных результатов в комплексе реабилитационных мероприятий инвалидов с ДЦП большое значение имеет применение массажа, который улучшает кровообращение, увеличивает тонус и силу пораженных мышц, снижает их спастичность [Белая, 1994; Бортфельд, Рогачева, 1986; Васичкин, 1991; Дюкова, Лернва, 1985; Куничев, 1985; Семенова, 1976; Семенова, Штеренгерц, Польской, 1986; Штеренгерц, 1986].

Почти все приемы и методы воздействия лечебного массажа в основном направлены на нормализацию рефлекторной деятельности центральной нервной системы. Причем, наиболее эффективными являются следующие методики массажа: 1) классический лечебный массаж, 2) массаж для улучшения дыхания, 3) сегментарный массаж, 4) точечный массаж.

Для снижения возбудимости двигательных клеток спинного мозга и воздействия на трофические процессы прежде всего проводят массаж паравертебральных спинномозговых сегментов в области нижнегрудных, поясничных, крестцовых позвонков для воздействия на нижние конечности [Белая, 1994; Куничев, 1985; Штеренгерц, 1986].

В качестве вспомогательного средства для снижения спастичного тонуса мышц используют локальное воздействие холодом - криотерапию. Применение холода над спазмированными мышцами верхних и нижних конечностей снижает скорость проведения импульсов по нервным волокнам и угнетает чувствительность таких рецепторов как мышечные веретена, в результате чего увеличиваются сила и объём произвольных движений [Левченко, 1991; Bobath K., Bobath B, 1956].

В комплексе восстановительного лечения инвалидов с детским церебральным параличом применяется: рефлексотерапия, светолечение, магнитотерапия, парафино- и грязелечение, бальнеотерапия (углекислые, сероводородные, радоновые, хвойные, иодобромные, скипидарные ванны), души, аппаратная физиотерапия, использующая электрические токи, различные по своим характеристикам: напряжению, форме, частоте колебаний, направлению и т.д. [см. Бурыгина, 1987; Герцен, Лобенко, 1991; Меженина, 1966; Мольская, 1991; Семёнова, Штеренгерц, Польской, 1986; Физиотерапия, 1986].

Часто, отмеченные выше методы реабилитационного воздействия в отношении инвалидов с ДЦП в поздней резидуальной стадии сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедо-хирургическим, что способствует лишь временной коррекции двигательных нарушений и часто не приводят к достижению реального результата.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как и лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма - функции движения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными двигательными возможностями, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.

С чем связана возможность социально-педагогического и оздоровительного воздействия иппотерапии на инвалидов с ДЦП?

Основы оздоровительного воздействия верховой езды заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовать и систематизировать свои движения.

Можно выделить несколько факторов воздействия иппотерапии на инвалида. Одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошади формируется оп-ределенная схема фиксации тела. Всадник удерживается прежде всего напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующим таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играет система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании). При сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой - выше.

Сама по себе опора на стремена в фиксации тела здорового всадника играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, значение ее возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стопы, фиксированные в стременах, сохраняющих подвижность как минимум в сагиттальной плоскости и ограничивающих ее во фронтальной. В таком случае создается возможность переменной нагрузки на мышцы не только задней, но и передней групп голени при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком к физиологическому. И, наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательного ремня на шее животного.

Опора на стремена и использование верхних конечностей для удержания тела на лошади имеют свое значение на начальном этапе работы или же у инвалидов с выраженными моторными и координаторными расстройствами. В процессе занятий иппотерапией инвалид постепенно высвобождает свои верхние конечности для управления лошадью с помощью поводьев и снижает степень опоры на стремена, приближаясь к свойственной здоровому всаднику посадке. Предопределенность естественной позы всадника как единственной физиологически и биомеханически верной также выступает в роли терапевтического фактора.

Поступательное движение лошади дает периодически изменяю-щуюся нагрузку на мышцы туловища и конечностей, участвующие в удержании всадника на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричные двигательные расстройства.

Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущегося животного, приводящее к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.

Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, способствуют нормализации его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики, способст-вуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных с самостоятельным передвижением.

Нейрофизиологически воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляция глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние высших отделов нервной системы. Активация высших отделов двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становится возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.

Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействует изменениям и в социально-психологическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

В тех случаях, когда занятия иппотерапией проводятся на базе конноспортивного комплекса, лица с ограниченными возможностями попадают в мир спорта со всем комплексом его гуманистических ценностей. Сам факт нахождения в такой атмосфере, причастности к миру спорта способствует изменению психологического статуса пациента. Ко всему этому, как весьма значительный, следует добавить и фактор общения инвалида с животным.

В настоящее время определены следующие основные направления использования верховой езды в лечебных, оздоровительных и социально-педагогических целях:

1. Иппотерапия для коррекции различных двигательных нарушений, таких, как парезы, параличи верхних и нижних конечностей, расстройства координации движений, насильственные движения и т.п. В ортопедической практике были попытки применения данного метода при коррекции деформаций позвоночника и иных дефектов осанки [Цверава, Лория, 1983; Karte, 1989]. В Грузии в течение нескольких лет иппотерапия используется для оказания лечебного воздействия на детей-инвалидов вследствие ДЦП [Квирквелия, Цверава, 1982; Цверава, 1985; Цверава, Лория, 1983; Цверава, Цагарели, 1986; Чхиквишвили, Жоржоладзе, Качарава, 1986].

2. Лечебная верховая езда и вольтижировка (упражнения на лошади) как метод педагогического воздействия. Показана детям и подросткам, в том числе и с нарушениями интеллектуального развития, детям с нарушениями в поведении, затруднениями в обучении с целью педагогической коррекции. Ведущими специалистами в этой области являются педагоги и психологи.

3. Верховая езда как спорт среди инвалидов, как спортивная деятельность, способствующая поддержанию общей физической активности и реабилитации личности. Ведущие специалисты в данной области - тренеры по верховой езде, имеющие специальные знания и лицензию для работы с инвалидами.

4. Иппотерапия как назначенное врачом лечебно-гимнастичес-кое мероприятие, в котором на лошадь возложена роль живого тренажера. Применяется в терапии двигательных расстройств на основе поражения центральной нервной системы, а также в комплексной реабилитации при некоторых соматических заболеваниях и в ортопедической практике. Ведущими специалистами в проведении занятий являются методисты по иппотерапии и инструкторы лечебной физкультуры.

5. Иппотерапия как средство восстановления способности к передвижению в рамках послеоперационной реабилитации хирургических больных. В терапии внутренних болезней она используется как элемент системы средств лечения компенсированных заболеваний органов кровообращения, нарушений обмена веществ, заболеваний органов дыхания, при различного рода вегетодисфункциях [Цверава, Лория, 1983]. В психоневрологической практике езда верхом применяется при лечении различных депрессий, неврозов, отдельных психозов (под особым врачебным контролем), а также при задержке психомоторного развития у детей [Karte, 1989]. К сожалению, до сих пор не разработана методика применения иппотерапии в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.
 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 8. - С. 130-174.



Источник: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1002
Категория: Здоровье | Добавил: Larad (22.06.2009)
Просмотров: 14605 | Комментарии: 3 | Теги: реабилитация при ДЦП, средства реабилитации, ДЦП, иппотерапия | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 12:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Алиночка!!!


Протяни руку помощи!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Форма входа
Категории раздела
Здоровье [3]
Статьи о здоровье и здоровом образе жизни!!!
Наш опрос
Лучшее средство реабилитации?
Всего ответов: 3
Обновления!
Обновления на форуме:
  • Действуй сейчас - не жди!!! (0)
  • ДЦП - проблема касающаяся каждой семьи? (0)
  • Обновления каталоге статей:
    [22.06.2009][Здоровье]
    Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП (3)
    [21.06.2009][Здоровье]
    Труды исследования показывают: недосып – верный путь к ишемической болезни сердца. (8)
    [22.06.2009][Здоровье]
    Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП (продолжение) (8)
    Друзья сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024